Порядок предоставления сведений о расходах должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления

Порядок предоставления сведений о расходах должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления
Дата:
03 Октябрь 2019

 

Среди комплекса мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений, действующее Российское законодательство закрепляет представление государственными (муниципальными) служащими и иными лицами, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о собственных расходах, а также аналогичных сведений, касающихся их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Правовой основой данного института является ст.8.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также принятые в целях ее реализации нормативные правовые акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

Сведения о расходах представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять и сведения о доходах, а именно:

1) лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности;

2) государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) работниками государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

4) лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

5) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;

6) атаманами войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - атаман войскового казачьего общества);

7) уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководитель службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

8) иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицами, являющимися претендентами на указанные должности, сведения о расходах не подаются.

Предоставление сведений о расходах осуществляется путем заполнения раздела 2 справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем в части сроков подачи и правил оформлениям подчиняется общим требованиям, относимым к указанной форме контроля.

Следует отметить, что данный раздел справки заполняется только в случае, если в отчетном периоде служащим (работником), его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми осуществлены расходы по сделке (сделкам) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), и сумма расходов по такой сделке или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В соответствии с рекомендациями Минтруда России от 10.01.2019 N 10-9/10/В при расчете общего дохода служащего (работника) и его супруги (супруга) суммируются доходы, полученные ими за три календарных года, предшествовавших году совершения сделки. Общий доход при этом рассчитывается вне зависимости от замещаемой им должности в течение трех указанных лет, а также вне зависимости от места прохождения государственной службы, осуществления трудовой деятельности (на территории Российской Федерации, за рубежом).

Доход несовершеннолетнего ребенка при расчете общего дохода не учитывается.

Следует обратить внимание на ту особенность, что при расчете общего дохода служащего (работника) и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному, доходы супруги (супруга) служащего (работника) учитываются только в случае, если они состояли в браке на момент осуществления расходов по сделке (сделкам) и в течение трех лет, предшествующих отчетному периоду. Во всех остальных случаях учитывается только доход служащего (работника) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Необходимо учитывать также, что использование для приобретения объекта недвижимого имущества средств, предоставленных государством (например, субсидии на приобретение жилого помещения, денежных средств, полученных участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и прочее), не освобождает от обязанности представить сведения о расходах.

Допускается не заполнение сведений о расходах в следующих случаях:

1) при отсутствии правовых оснований для представления сведений о расходах (например, приобретено имущество или имущественные права, не предусмотренные Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ);

2) земельный участок, другой объект недвижимости, транспортное средство, ценные бумаги, акции приобретены в результате совершения безвозмездной сделки (наследование, дарение);

3) получено свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество без совершения сделки по приобретению данного имущества (например, возведение жилого дома на земельном участке).

При заполнении графы "Источник получения средств, за счет которых приобретено имущество" рекомендуется указывать наименование источника получения средств и размер полученного дохода по каждому из источников.

При этом служащий (работник) в свободной форме может уточнить обстоятельства получения дохода и полученные от данного источника суммы.

В графе "Основания приобретения имущества" указываются регистрационный номер и дата записи в Едином государственном реестре недвижимости. Также указываются наименование и реквизиты документа, являющегося основанием для приобретения права собственности на недвижимое имущество (договор купли-продажи, договор мены, решение суда и др.). В случае приобретения другого имущества (например, транспортного средства, ценных бумаг) - наименование и реквизиты документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности.

Копии документов, подтверждающих основания приобретения имущества, должны прилагаться к справке.

Существуют некоторые особенности заполнения раздела "Сведения о расходах" применительно к конкретным имущественным объектам:

1) приобретение недвижимого имущества посредством участия в долевом строительстве. Сведения об объекте долевого строительства, в отношении которого заключен договор участия в долевом строительстве, отражаются в сведениях о расходах в случае, если уплаченная в отчетный период по указанному договору сумма превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

При заключении в отчетном периоде нескольких договоров участия в долевом строительстве учитывается общая сумма, уплаченная по всем договорам.

В случае, если уплаченная по договору (договорам) сумма не превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (сделок), информация об имеющихся на отчетную дату финансовых обязательствах по договору (договорам) долевого строительства подлежит отражению в подразделе 6.2 справки "Срочные обязательства финансового характера". При этом не имеет значения, оформлялся ли кредитный договор с банком или иной кредитной организацией для оплаты по указанному договору.

2) приобретение недвижимого имущества посредством участия в кооперативе. Обязанность представления сведений о расходах возникает в случае, если лицо совершило сделку (сделки) по приобретению недвижимого имущества по договору купли-продажи пая (части пая), сумма которой (которых) превышает доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году, в котором совершена сделка (сделки);

3) приобретение ценных бумаг. Одной (каждой) сделкой купли-продажи ценных бумаг следует считать действие, в результате которого возникает право собственности на соответствующие ценные бумаги, приобретенные лично или через представителя (брокера) в пределах установленного ограничения на сумму совершаемых сделок.

Непредставление сведений о расходах, представление неполных или недостоверных сведений является правонарушением, влекущим освобождение лица от замещаемой (занимаемой) должности.

При этом увольнение должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправление осуществляется по основанию п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Внесение записи в трудовую книжку производится в точном соответствии с формулировкой федерального закона со ссылкой на соответствующую статью, часть статьи, пункт статьи.

 

Прокуратура Большеболдинского района